Меню сайта
CS:S Demo Call by Slab94TV Главная страница Форум Онлайн игры Текст песен Краткое содержание Анимированные гифы Userbars Анекдоты Реклама на сайте
Помощь сайту
Кликните по одной из ссылок - нам будет очень приятно!

Warez
Музыка Фильмы Игры Soft Аудиокниги Книги
Наш опрос
Как Вы к нам попали?
Всего ответов: 115
Главная » Доска объявлений » Крылатые выражения » -З-

В категории объявлений: 22
Показано объявлений: 1-15
Страницы: 1 2 »


Сортировать по: Дате
Смысл этой старинной поговорки: из-за отсутствия материальных средств перейти на полуголодное существование.
Но идет ли здесь речь о наших зубах, собственных или вставных, которым за ненадобностью поговорка отводит место на полке?
Совсем нет. Вспомните, что зубы или зубья имеют также пила, грабли, вилы, гребенка, кстати сказать - необходимая принадлежность каждой пряхи.
Есть работа - кусок хлеба обеспечен, нет - клади зубы на полку и голодай.
Несколько иной смысл имеет родственная пословица: "Жди толку, положа зубы на полку". Совет, как видите, явно иронический. Здесь уместно, внимательно выслушав пословицу, сделать наоборот, и это будет верно.
-З- | Просмотров: 230 | Дата: 23.09.2009

Доктор зубы лечит, а знахарь или бабка-ворожея их "заговаривает". Они пошепчут-пошепчут около больного, попрыскают его "с уголька" наговорной водицей, и зубная боль должна пройти...
Еще не так давно находились люди, которые больше верили таким заговорам, чем медицине. Но верили им не все; иначе не могло бы случиться, что уже века назад, заметив, что его пытаются обмануть, русский человек сердито прерывал: "Брось ты мне зубы заговаривать! Все равно не поверю!"
"Заговорить зубы" в переносном смысле и значит: улестить кого-нибудь многословными доказательствами, заставить согласиться с несомненной чепухой.
-З- | Просмотров: 190 | Дата: 23.09.2009

У А. С. Пушкина можно найти такую фразу: "с Анной Петровной бранился [я] зуб за зуб" (Русский Пелам). А. М. Горький в "Озорнике" говорит в одном месте: "...как я вас сконфузил, то, конечно, вы должны иметь против меня зуб..." Что это за причудливые сочетания слов, откуда они? Корень их древен, как мир: когда-то они входили в суровые формулы суда и возмездия...
Почти у всех народов на первых ступенях цивилизации был неписаный закон: преступник должен быть наказан таким же злом, какое он причинил обиженному. Убил - будет убит; изувечил - будет так же изувечен. В Библии суровый закон этот сформулирован кратко и выразительно: "Перелом за перелом, глаз за глаз, зуб за зуб..."
Наш русский язык не только буквально применил и использовал это древнее законоположение. Мы говорим "око за око, зуб за зуб" (см. это выражение), желая указать на расплату той же мерой. Но мы - как Пушкин в приведенном месте - употребляем выражение зуб за зуб, когда описываем жестокую, протекающую в обоюдных нападках физическую или словесную распрю. А кроме того, у нас создалось и несколько отличное от данного постоянное словосращение: "зуб иметь" (против кого-нибудь) - то есть затаить против него злобу, досаду, как бы некую неутоленную жажду отмщения, желание свести счеты.
Точь-в-точь такие же постоянные словосочетания существуют и в других европейских языках - у французов, немцев, англичан.
-З- | Просмотров: 210 | Дата: 23.09.2009

Древние верили, что жизнь мира, с ее начала, разделяется на три непохожих "века", периода. Современному им, "железному", жестокому веку предшествовал суровый "медный век", а на заре человечества люди наслаждались безмятежным счастьем во дни первого, "золотого века". Тогда не было ни зла, ни страха, не было ни судей, ни законов, ни войн, ни голода, ни преступлений, - так, по крайней мере, рассказывали об этом поэты: грек Гесиод, римлянин Овидий... "Жили те люди, не зная трудов, горя не зная, - повествовал Гесиод. - Время они проводили в пирах... Сами собой урожай давали богатые земли..."
Наивная вера древних давно умерла, но слова "золотой век" мы все еще повторяем, когда хотим сказать о самом лучшем времени, о днях расцвета: "золотой век итальянской живописи...", "это был золотой век наших охотников..."
-З- | Просмотров: 181 | Дата: 23.09.2009

Человек решительный и принципиальный всегда знает, какой путь он должен избрать, что должен считать хорошим и что плохим. Человек беспринципный, наоборот, старается во всем примирять крайности, занимать позицию "ни нашим, ни вашим", чтобы "и овцы были целы и волки сыты". О таких людях еще римский поэт Гораций верно сказал, что они во всем ищут "золотую середину".
Правда, Гораций сам был поборником "золотой середины", подразумевая под этим благоразумие, образ действий, чуждый крайностей и риска.
Ныне эти слова наполняются другим, явно ироническим смыслом, обозначая все робко-нерешительное, посредственное. Да ведь и само наше слово "посредственность" тоже связано с понятием "середины": "посередине" - посредственность.
-З- | Просмотров: 201 | Дата: 23.09.2009

Выражение "золотая молодежь" существует уже два века. Так во времена, последовавшие за Великой французской революцией, стали звать сынков "нуворишей" - разбогатевших мещан, которые разыгрывали из себя людей, уставших от политики и желающих одного: "наслаждаться жизнью". "О принадлежности к "золотой молодежи", - вспоминал потом не без отвращения великий французский актер Тальма, - узнавали, во-первых, по щегольскому платью и франтоватому виду, затем по прическе... Букву "р" эти юнцы не произносили вовсе, выговаривая, например, "паоль" вместо "пароль" ("слово").
-З- | Просмотров: 203 | Дата: 23.09.2009

Запретный плод остался бы спокойно висеть на древе познания добра и зла (см.), если бы в раю жили только первые люди Адам и Ева. На беду, рассказывается в Библии, там жил еще и змий, то есть змея, в которую вселился дьявол. И он решил поссорить людей с их творцом. Он быстро заметил, что Адам во всем слушается советов жены, а Ева очень любопытна. Поняв это, змий, побуждаемый дьяволом, обвился вокруг древа, на котором росли удивительные плоды, и начал искушать Еву, то есть уговаривать попробовать их на вкус, чтобы узнать, что такое добро и что такое зло. И тут Ева, как сказано в Библии, "увидела, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и желанно, потому что дает знание, и она взяла плодов его и ела и дала также мужу, и он ел...".
Именно поэтому сатану, дьявола, стали звать "искусителем", а мы, когда говорим "змий-искуситель", упрекаем собеседника в том, что он соблазняет нас чем-то заманчивым, но недозволенным.
-З- | Просмотров: 210 | Дата: 23.09.2009

Думают, что поговорка эта родилась после того, как мир узнал басню Эзопа "Крестьянин и Змея". Некий земледелец пожалел окоченевшую от холода змею и добродушно положил ее себе за пазуху. Отогревшись, змея начала с того, что ужалила сострадательного человека...
Смысл басни - в предупреждении от излишней доверчивости, а слова "пригреть змею" стали иносказательным образом и такой доверчивости и черной неблагодарности.
-З- | Просмотров: 180 | Дата: 23.09.2009

Все знают ядовитые куплеты, которые в известной опере "Фауст" распевает со зловещим, "дьявольским" смехом всесильный бес Мефистофель:
На земле весь род людской
Чтит один кумир священнмй;
Он царит над всей Вселенной:
Тот кумир - телец златой!
Нетрудно понять, что под этим "тельцом" подразумевается золото, деньги. Но почему деньги уподобляются именно тельцу, то есть молодому бычку, непонятно.
Чтобы разобраться в этом, вернемся снова в древние времена, к библейским легендам.
Пока пророк Моисей на вершине горы Синай втайне от всех беседовал с богом, верующие решили изменить суровому вождю. Они отлили из золота идола в виде тельца и стали ему поклоняться. Само собой, Моисей вернулся, и "истинный бог" жестоко наказал вероотступников.
Вас, наверно, удивляет, почему им пришло в голову сделать своим божеством бычка, пусть даже золотого. Удивляться нечего: ведь и египтяне, среди которых израильтяне долго жили перед этим, поклонялись священному быку Апису. Для скотоводческих народов домашние животные такая ценность, что они постоянно олицетворяют то богов, то золото. Вспомним золотого барана, за руном которого плавали аргонавты. Вспомним и то, что латинское слово "пеку-ниа" - "деньги" - одного корня со словом "пёкус" - "скот".
У нас слова "златои" или "золотой телец" выражают представление о власти денег, о слепой и отвратительной силе богатства в капиталистическом мире.
-З- | Просмотров: 252 | Дата: 23.09.2009

Это сочетание слов великолепно показывает, как быстро и сильно меняется наш язык. Сто лет назад оно вызывало у всех дрожь ужаса: "зеленой улицей" называли тогда две шеренги солдат, каждый из которых был вооружен зеленой палкой, точнее, гибким длинным прутом, "шпицрутеном". По такой "улице" прогоняли или протаскивали осужденных. На них с обеих сторон сыпались жестокие удары, и нередко в конце этой страшной "улицы" человек умирал. Каждый, кому сказали бы в те дни: "Мы тебе устроим зеленую улицу", содрогнулся бы от ужаса.
А когда в наши дни железнодорожному машинисту обещают: "Мы тебе дадим зеленую улицу", он с удовлетворением говорит: "Ну, только не обманите!" Теперь те же слова означают непрерывную цепь зеленых семафорных огней перед идущим поездом, возможность мчаться вперед без всякой задержки. В переносном значении "зеленая улица" сейчас - полная свобода действия в любой области творчества, труда.
-З- | Просмотров: 208 | Дата: 23.09.2009

Выражение из басни "Хвастун" великого древнегреческого баснописца Эзопа (он жил в VI веке до н. э.). Некий хвастун бахвалился своим искусством прыгать. "Вот на острове Родос, - врал он, - я однажды прыгнул чуть не до неба... Хотите, спросите самих родосцев: они - свидетели".
"А зачем нам свидетели? - пожал плечами тот, кто его слушал. - Здесь тебе Родос, здесь и прыгай..."
Эти слова повторяют, когда хотят сказать: "Что хвастаться тем, чего никто не видел? Покажи себя на деле, здесь, сейчас, а не на словах".
-З- | Просмотров: 191 | Дата: 23.09.2009

Каждый видит, что звезды на небе светят неодинаково: одни кажутся крупными, яркими, другие - чуть поблескивают.
Еще в глубокой древности астрономы разделили звезды, видимые простым глазом, на шесть разрядов, или величин: от самых ярких - "первой величины", до самых слабых - "шестой величины".
После изобретения мощных телескопов шкалу пришлось пересмотреть. Но в народе сохранилась память о старой звездной таблице. И когда мы говорим о ком-нибудь: "Ну, это звезда первой величины", это обозначает: "Он несравненный специалист, выдающийся мастер, крупнейший человек в своей области".
-З- | Просмотров: 197 | Дата: 23.09.2009

В затрапезном халате, "затрапезный вид"... Вы, конечно, не раз слышали подобные фразы.
Что же такое "затрапезный"? Иной лингвист не колеблясь ответит: "Трапеза" - по-гречески "стол", "затрапезный" - значит "застольный".
Как будто все правильно, но непонятно, почему человек, выходя к столу, должен иметь плохой или неказистый вид: ведь "затрапезный" в то же время означает: захудалый, запущенный, низкосортный.
Чтобы устранить неясность, обратимся к документам. И вот что мы узнаем: слово "затрапезный" в этих выражениях прямого отношения к "трапезе" не имеет. Это слово образовано от "затрапеза" - наименования дешевой пестрядинной ткани, названной так по фамилии Затрапезнова, купца, на чьей фабрике она вырабатывалась.
Строго говоря, считать это решение вопроса окончательным тоже нельзя. Позволительно спросить: "А от какого же слова возникла такая фамилия?" Судя по другим, похожим на нее, она должна была произойти от прилагательного, как "Краснов" - от "красный", "Железнов" - от "железный", и т. д. Но тогда этим прилагательным могло быть только "затрапезный". Оно существовало раньше, чем фамилия. А раз так, наше первоначальное сомнение остается в силе: откуда же взялось само слово? Вероятно, все-таки от "трапеза". Наверно, какой-нибудь из предков этого купца стал известен своим гостеприимством, или умением вести застольные беседы, или каким-либо еще приятным "затрапезным" качеством. Каким? Это еще предстоит выяснить.
-З- | Просмотров: 232 | Дата: 23.09.2009

Вот очень интересное сочетание слов; объяснение его происхождения для большинства читателей будет крайне неожиданным.
Смысл этих слов довольно ясен - "зарубить на носу" значит: запомнить крепко-накрепко, раз навсегда.
Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать на собственном лице зарубки.
Напрасный страх: слово "нос" тут вовсе не означает орган обоняния. Как это ни странно, оно значит "памятная дощечка", "бирка для записей". В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались "носами".
В нашем языке жило в старину и еще одно значение слова "нос" (выражения "уйти с носом").
-З- | Просмотров: 228 | Дата: 23.09.2009

В этом выражении непонятно, что значит "за живое". За что "живое"? Оказывается, в виду имеется живое мясо. Когда в древности клеймили домашний скот, животное вздрагивало от боли, если накаленное тавро, прижигая кожу, задевало за живое мясо. Отсюда и возникла поговорка.
У нас поговорка эта означает: задеть человека словом, грубо коснувшись чего-либо дорогого или очень болезненного для него.
-З- | Просмотров: 187 | Дата: 23.09.2009

1-15 16-22
Форма входа
Приветствуем Вас,
Гость

Личные сообщения

Ваша группа: Гости
Категории раздела
-А- [22] -Б- [16]
-В- [49] -Г- [26]
-Д- [23] -Е- [4]
-Ж- [5] -З- [22]
-И- [16] -К- [39]
-Л- [13] -М- [23]
-Н- [45] -О- [22]
-П- [66] -Р- [8]
-С- [38] -Т- [16]
-У- [7] -Ф- [4]
-Х- [6] -Ц- [2]
-Ч- [4] -Ш- [5]
-Э- [4] -Ю- [1]
-Я- [3]
Поиск

Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


www.megadownloads.ucoz.net sitemap.xml sitemap-forum.xml © Nick Kuzmin aka Slab94TV 2009-2010