Это довольно распространенное теперь выражение взято из исторической трагедии А. С. Пушкина "Борис Годунов". В сиене "Ночь. Келья в Чудовом монастыре" старец монах Пимен пишет при свете лампады и произносит монолог, начало которого и стало крылатым: Еще одно, последнее сказанье - И летопись окончена моя. Исполнен долг, завещанный от бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил И книжному искусству вразумил... В трагедии выведены лица исторические: Борис Годунов и Шуйский, Григорий-самозванец и Пушкин - предок нашего замечательного поэта. Ну, а Пимен? А. С. Пушкин писал: "В нем [в Пимене] собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях". Именно такой обобщенный образ древнерусского монаха-летописца и выступает перед нами в описанной сцене. Смысл приводимого выражения: еще одно усилие - и труд будет завершен, дело выполнено. Кстати, не думайте, что Чудов монастырь находился где-то далеко на севере России - находился он в Московском Кремле.
Выражение из повести Гоголя "Тарас Бульба". "А что, паны, - сказал Тарас, перекликнувшись с куренными, - есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли козацкая сила? Не гнутся ли козаки?" "Есть еще, батько, порох в пороховницах. Не ослабела еще козацкая сила: еще не гнутся козаки!" Трижды задает этот вопрос свободолюбивым казакам военачальник Тарас во время битвы с польскими угнетателями. И даже тогда, когда уже сильно поредели казацкие ряды и многих храбрых воинов недосчитывалось Тарасове войско, неслось ему в ответ: "Есть еще порох в пороховницах!" Выражение стало крылатым и означает: есть еще отвага, мужество, энергия, запас душевных сил.
Есть немало объяснений происхождения этого выражения. Считают, например, что оно связано с одним из старинных анекдотов о любимом фольклорном герое Востока Ходже Насреддине. Как-то Ходжа, выдавая себя за святого, похвастался могуществом своей веры и способностью сотворить чудо. "Стоит мне позвать камень или дерево, - уверял Ходжа, - и они придут ко мне". Ему предложили позвать растущий невдалеке дуб. Трижды взывал к упрямому дереву Ходжа, но оно даже не шевельнулось. Рассерженный Ходжа сам направился к дубу. "Куда же ты?" - не без злорадства спросили окружающие. Ходжа ответил: "Святые не горды. Если дерево не идет ко мне, я иду к нему". Другие полагают, что это выражение восходит к легенде о неисполнившемся пророчестве, содержащемся в Коране - "священной" книге мусульман. Магомета (570-632 годы н. э.) считают основателем религии ислама, посланником всевышнего на земле. У верующих сложилась даже формула: "Нет бога, кроме Аллаха, а Магомет - пророк его". Так вот, по легенде, Магомет однажды вознамерился доказать правоверным свое могущество. Пророк приказал горе приблизиться к нему. Гора осталась непослушной. Тогда Магомет сам пошел к ней со словами: "Что ж, если гора не хочет идти к Магомету, Магомет пойдет к горе". Смысл этого шуточного выражения: приходится в силу обстоятельств подчиниться тому, от кого сам ждал повиновения.
В Библии - одна из казней египетских (см.): многодневная темнота, насланная на Египет в наказание за непокорность фараона Богу. В переносном смысле - непроглядный мрак. "Кругом стояла египетская тьма, в двух шагах решительно ничего не было видно..." - читаем мы у Д. Н. Мамина-Сибиряка.