Говорят, что критика на то и существует, чтобы помогать писателю исправить недостатки его пера.
Навязанные советы редко приносят пользу, художник должен думать сам, другое дело, что принципиальный литературный спор обычно сам по себе бывает небесполезен, критика не должна быть непременно приятной писателю. Ее обязанность защищать права читателей и оберегать его от пошлости, бездарности, идейной пустоты, пусть лучше обидится писатель, да читатель будет не внакладе. В серьезной критике мысль, подсказанная книгой либо прямо извлеченная из нее, не менее важна, чем оценка. Большую критику рождает большая литература. Заставить думать читателей — это значит и писателя самым нормальным, естественным путем подвинуть в его мыслях и выводах. Скверно, когда критик чувствует себя человеком касты. Критик должен быть близок читателю. Людям равнодушным, с глухотой к искусству, не следовало бы заниматься критикой. «Убить хорошую книгу, — говорил Мильтон, — почти то же, что убить человека».
Л |
Просмотров: 303 |
Добавил: NickKuzya |
Дата: 10.09.2009
Трудно представить себе, что еще год назад мы не знали имени Солженицына. Заурядность располагает к благодушию оценок, но тот, кто поразил нас при первом своем появлении, не может рассчитывать на снисходительность. Повесть «Один день Ивана Денисовича» эталон деятельности Солженицына художника. Это редкий случай в литературе, когда выход в свет художественного произведения стал событием общественно-политическим. Н. С. Хрущев дал высокую оценку этой повести. Сам факт появления повести был воспринят людьми как подтверждение воли партии навсегда покончить с произволом. Другие считали Солженицын — Иван Денисович одно лицо. Солженицын делает так, что мы видим и узнаем жизнь зэка не со стороны, а изнутри, «от него». О том, что этот день для героя был «почти счастливым», автор говорит серьезно. В повести точно обозначено время действия- январь 1951 года. Есть два способа критики: нормативный (у критика до знакомства с произведением готовы понятия обо всем, критик накладывает готовые мерки), аналитический (подход к произведению как к отражению живой жизни). Отношение критики к повести сложилось не просто.
Л |
Просмотров: 292 |
Добавил: NickKuzya |
Дата: 10.09.2009
Действие романа-трилогии Халлдора Лакснесса (часть первая — «Исландский колокол», часть вторая — «Златокудрая дева», часть третья — «Пожар в Копенгагене») разворачивается в конце XVI — начале XVII в. в Исландии и Дании, а также в Голландии и Германии, куда во время своих странствий попадает один из главных героев — бедный крестьянин Йоун Хреггвидссон.
Смысл названия трилогии раскрывается в первой же главе, когда по приказу королевского палача арестованный Йоун Хреггвидссон сбрасывает на землю и разбивает на куски старинный колокол — древнюю святыню Исландии. Датской короне, владевшей в те времена Исландией и ведшей затяжные войны, требовалась медь и бронза.
В центре повествования находятся фигуры трех людей, чьи судьбы причудливо переплелись на фоне реальных исторических событий. Помимо Иоуна Хреггвидссона, это — дочь судьи, представительница одного из самых знатных родов, «Солнце Исландии», златокудрая Йомфру Снайфридур и ученый историк, посвятивший всю свою жизнь отысканию и сохранению древних исландских рукописей, приближенный датского короля Арнас Арнэус.
Л |
Просмотров: 213 |
Добавил: NickKuzya |
Дата: 10.09.2009
События, описанные в письмах, составляющих канву повествования, укладываются в небольшой промежуток времени: август — декабрь 17… г. Но за столь непродолжительный срок из переписки главных героев мы постигаем их жизненную философию.
Довольно длительные отношения связывают де Вальмона, главного героя, с его корреспонденткой, госпожой де Мертей. Она остроумна, очаровательна и в общении с противоположным полом не менее опытна, чем он. Итак, в начале повествования из письма маркизы де Мертей из Парижа, адресованного виконту де Вальмону, проживающему летом в замке у тетушки де Розмонд, мы узнаем о задуманной ею коварной интриге. Маркиза, желая отомстить бросившему её любовнику, графу Жеркуру, предлагает Вальмону соблазнить будущую невесту графа, пятнадцатилетнюю Сесилию Воланж, воспитанницу монастыря, доход которой составляет шестьдесят тысяч ливров. Но виконт отвечает отказом на это заманчивое предложение, так как увлечен президентшей де Турвель и не намерен останавливаться на полпути, поскольку эта дама, добродетельная супруга, гораздо более притягательна для Вальмона и победа над ней принесет ему несравненно больше удовольствия, чем соблазнение пансионерки.
Л |
Просмотров: 206 |
Добавил: NickKuzya |
Дата: 10.09.2009
Петербург зимы 1739/40 г.: снежные бугры, безлюдство. Императрица Анна Иоанновна, хотя выезжает и занимается делами, приметно гаснет день ото дня. Бирон, герцог курляндский, очищает себе место правителя. Кабинет-министр и обер-егермейстер Артемий Петрович Волынской, гофинтендант Перокин, тайный советник Щурхов и граф Сумин-Купшин ждут случая свергнуть временщика.
В четверг святочной недели в доме кабинет-министра Волынского идут приготовления к масленичным игрищам, которые ему поручено устроить государыней. Перед хозяином дома и его секретарем Зудой проходят вереницы пар представителей народов, обитающих в России, среди которых не хватает малороссиянина. Женщина из пары цыган поражает хозяина сходством с любимой гоф-девицей государыни — молдаванской княжной Мариорицей Лелемико. Цыганку зовут Мариула, она — мать Мариорицы, не ведающей о своем происхождении. Оставшись наедине с Волынским, цыганка отрицает родство с княжной, но соглашается содействовать хозяину в сближении с Ма
Л |
Просмотров: 243 |
Добавил: NickKuzya |
Дата: 10.09.2009
События романа начинаются с проводов в Московию Антона Эренштейна, барона по происхождению, приглашенного в качестве врача к великому князю Иоанну III. Но как довелось сыну дворянина стать лекарем в XV в., когда «инквизиция этих всемирных парий жарила тысячами»?
Задолго до этого дня, в Риме, во время церемонии закладки собора Св. Петра немецкий барон незаслуженно унизил лекаря Антонио Фиоравенти. Три года спустя судьба привела талантливого врача в дом его обидчика в час, когда главному лицу повествования, сыну барона, никак не удавалось, хотя срок уже наступил, появиться на свет. Одержимый местью итальянец потребовал от барона Эренштейна клятвы связать судьбу первенца с унижающим дворянина ремеслом лекаря. Врачебный гений Фиоравенти был последней надеждой несчастного мужа, и страх потерять красавицу жену вынудил барона дать клятву. Через несколько минут у госпожи Эренштейн родился сын, и она, ничего не подозревая, в благодарность врачу дала ему имя Антон.
Л |
Просмотров: 241 |
Добавил: NickKuzya |
Дата: 10.09.2009
В предисловии к своим «Характерам» автор признается, что целью книги является попытка обратить внимание на недостатки общества, «сделанные с натуры», с целью их исправления.
В каждой из 16 глаз он в строгой последовательности излагает свои «характеры», где пишет следующее: «Все давно сказано». Убедить других в непогрешимости своих вкусов крайне трудно, чаще всего получается собрание «благоглупостей».
Более всего невыносима посредственность в «поэзии, музыке, живописи и ораторском искусстве».
Пока еще не существует великих произведений, сочиненных коллективно.
Чаще всего люди руководствуются «не вкусом, а пристрастием».
Не упустите случая высказать похвальное мнение о достоинствах рукописи, и не стройте его только на чужом мнении,
Автор должен спокойно воспринимать «злобную критику», и тем более не вычеркивать раскритикованных мест. «Высокий стиль газетчика — это болтовня о политике».
Л |
Просмотров: 242 |
Добавил: NickKuzya |
Дата: 10.09.2009