МИКУЛИН Александр Александрович [р. 2(14).2.1895, Владимир], советский конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР (1943), генерал-майор инженерно-технической службы (1943), Герой Социалистического Труда (1940). Член КПСС с 1954. В 1923 начал работать конструктором в Научном автомоторном институте (с 1925 гл. конструктор). В 1929 разработал проект двигателя АМ-34, в 1931 успешно прошедшего испытания. Двигатель был установлен на самолётах АНТ-25, на которых в 1937 В. П. Чкалов и М. М. Громет совершили дальние беспосадочные перелёты через Северный полюс в США.
МИКОЯН Артем Иванович [23.7(5.8). 1905, с. Санаин, ныне Туманянского р-на Арм. ССР, - 9.12.1970, Москва], советский авиаконструктор, академик АН СССР (1968; член-корреспондент 1953), генерал-полковник инженерно-технической службы, дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1957). Член КПСС с 1925. С 1923 работал токарем сначала на заводах в Ростове-на-Дону, позднее на московском з-де "Динамо". После службы в Красной Армии поступил (1931) в Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского. По окончании академии (1936) работал военным представителем на авиационном з-де, а затем зам. начальника КБ этого з-да. С 1940 гл. конструктор опытно-конструкторского бюро по самолётостроению. В 1940 под руководством Микояна (совм. с М. И. Гуревичем) был создан истребитель МиГ-1, предназначенный для ведения воздушного боя на больших высотах.
МЕССЕРШМИТТ (Messerschmitt) Вилли (р. 26.6.1898, Франкфурт-на-Майне), немецкий авиаконструктор и промышленник. Создатель многих самолётов, вертолётов, планеров различного назначения; наиболее известны Ме-109 - основной истребитель ВВС Германии в 1935-45, самолёт многоцелевого назначения Ме-110 и один из первых реактивных истребителей Ме-262. После 2-й мировой войны 1939-45 эмигрировал в Испанию, где консультировал проекты ряда самолётов. По возвращении в ФРГ (1959) воссоздал фирму и возобновил производство самолётов по лицензиям. Почётный председатель концерна "Мессершмитт - Бельков - Блом"; держатель значительного количества акций этого концерна (21% в 1973).
ЛЯПИДЕВСКИЙ Анатолий Васильевич [р. 10(23).3.1908, станица Белоглинская, ныне с. Белая Глина Краснодарского края], советский лётчик, Герой Советского Союза (20.4.1934), генерал-майор авиации (1946). Член КПСС с 1934. В Красной Армии с 1926, окончил Севастопольскую школу морских лётчиков (1928), был лётчиком и лётчиком-инструктором. В 1933 уволен в запас. Работал пилотом Дальневосточного управления ГВФ. После гибели ледокольного парохода "Челюскин" (13 февраля 1934) Ляпидевский участвовал в розыске и спасении челюскинцев и, действуя в исключительно трудных условиях, вывозил их в Уэлен. В 1935 снова призван в армию. Окончил Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского (1939). В 1939-42 заместитель начальника Главной инспекции и директор авиационного завода. В 1942-43 зам. командующего ВВС 19-й армии и начальник полевого ремонта 7-й воздушной армии. С сентября 1943 директор завода. После Великой Отечественной войны работал главным контролёром Госконтроля СССР, заместителем министра авиационной промышленности и директором завода. С 1961 в запасе. В 1935-37 член ЦИК СССР 7-го созыва, депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Награждён 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, 2 орденами Красной Звезды, орденами Трудового Красного Знамени и "Знак Почёта" и медалями.
ЛЕОНОВ Алексей Архипович родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Тисульского района Кемеровской области в семье шахтера. Та же прошли его детские годы. После окончания Великой Отечественной войны вся семья перебралась в Калининград (бывший Кенигсберг). В 1953 году окончил среднюю школу и поступил в Чугуевское военное авиационное училище летчиков. После окончания училища проходил службу в авиационных частях Военно-воздушных сил СССР. В 1959 году прошел медицинский отбор для зачисления в отряд советских космонавтов, однако перед окончательной медицинской комиссией в феврале 1960 года передумал и решил возвратиться в свою часть для продолжения службы. Друзья уговорили его остаться и в марте 1960 года был зачислен в отряд советских космонавтов (1960 Группа ВВС № 1). Прошел полный курс подготовки к полетам на кораблях типа «Восток», а затем типа «Восход». Свой первый космический полет совершил 18 - 19 марта 1965 года в качестве второго пилота космического корабля «Восход-2». 18 марта 1965 года первым в мире совершил выход в открытый космос. Во время выхода проявил большое мужество, особенно в нештатной ситуации, когда разбухший космический скафандр препятствовал возвращению космонавта в космический корабль. Выход в открытый космос продолжался 12 минут 9 секунд. При возвращении космического корабля на Землю отказала система ориентации и космонавты, вручную сориентировав корабль, совершили посадку в запасном районе. Полет продолжался 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд. После совершения космического полета продолжил подготовку в отряде космонавтов. В 1967 году готовился в составе группы к полетам на Луну. Сначала был назначен командиром первого экипажа для облета Луны, а затем командиром первого экипажа по программе посадки на Луну. Если бы лунная программа СССР была реализована, Леонов должен был стать первым советским космонавтом, побывавшим на Луне. После закрытия лунной программы СССР, продолжил подготовку к космическим полетам по программе «ДОС» (долговременная орбитальная станция).
ЛАЗАРЕВ Василий Григорьевич родился 23 февраля 1928 года в селе Порошино Кытмановского района Алтайского края в семье крестьянина. Школьные годы провел в Свердловске (ныне - Екатеринбург). С детства мечтал о небе. В 1943 году, окончив восьмилетку, вместе со своим другом пытался поступить в школу первоначального обучения летчиков. Но друг не поступил, Василий не оставил друга и оба вернулись в школу. В 1945 году закончил школу и поступил в Свердловский медицинский институт. На последнем курсе получил предложение специализироваться по авиационной медицине. Предложение показалось заманчивым. И Василий перешел на военно-медицинский факультет Саратовского медицинского института. В 1952 году закончил институт и получил диплом врача. Проходил службу военным врачом. Однако детская мечта летать взяла верх и он поступил в Чугуевское военное авиационное училище летчиков, которое закончил в 1954 году. Служил летчиком-инструктором в авиационных частях Военно-воздушных сил СССР. С 1955 года по 1959 год - летчик-испытатель, старший летчик-испытатель-врач. Испытывал самолеты различных типов и модификаций, привлекался к испытаниям различного высотного оборудования летчиков (скафандр, противоперегрузочные костюмы, кислородное оборудование). Участвовал в испытаниях высотного стратостата- лаборатории "Волга", пробыл на борту его в общей сложности более 28 часов.
КОМАРОВ Владимир Михайлович родился 16 марта 1927 года в Москве. В 1945 году окончил Московскую спецшколу ВВС. После спецшколы поступил в авиационную школу первоначального обучения, а затем в Батайское военное авиационное училище летчиков имени А.К.Серова, которое закончил в 1949 году. Служил летчиком-истребителем в частях Военно-воздушных сил СССР на Северном Кавказе и Прикарпатье. В 1959 году окончил Военно-воздушную академию имени Н.Е.Жуковского. В 1960 году был зачислен в отряд космонавтов (1960 Группа ВВС № 1). Проходил подготовку к полетам на кораблях типа «Восток» и «Восход». Являлся дублером командира корабля «Восток-4» (12-15 августа 1962 г.). 12-13 октября 1964 г. совершил космический полет в качестве командира первого в мире многоместного космического корабля «Восход-1». Полет продолжался 1 сутки 17 минут 3 секунды.
КОККИНАКИ Владимир Константинович [р. 12 (25).6.1904, Новороссийск], заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959), генерал-майор авиации (1943), дважды Герой Советского Союза (17. 7. 1938 и 17.9.1957), заслуженный мастер спорта (1959). Член КПСС с 1938. Родился в семье железнодорожника. В Красной Армии с 1925. Окончил Борисоглебскую лётную школу (1930). В 1931-65 лётчик-испытатель. С 1932 стал заниматься высотными полётами. 21 ноября 1935 на одноместном самолёте поднялся на высоту 14 575 м, а 17 июля 1936 - на выс. 11 458 м с грузом в 500 кг, превысив результаты мировых рекордов.
КОЖЕДУБ Иван Никитович (р.8.6.1920, с. Ображеевка, ныне Шосткинского р-на Сумской обл.), советский лётчик, генерал-полковник авиации (29.4.1970), трижды Герой Советского Союза (4.2.1944, 19.8.1944, 18.8.1945). Член КПСС с 1943. Родился в семье украинского крестьянина. В 1940 окончил химико-технологический техникум. В Советской Армии с февраля 1940. Окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков (1941), после чего - инструктор-пилот Военной авиационной школы пилотов (1941-42). В Великой Отечественной войне 1941-45 участвовал с марта 1943 на Воронежском, Степном, 2-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах, был старшим лётчиком, командиром звена, авиационной эскадрильи и заместителем командира истребительного авиационного полка. Совершил 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв, лично сбил 62 самолёта противника. После войны окончил Военно-воздушную академию (1949) и Военную академию Генштаба (1956). С января 1964 1-й заместитель командующего авиацией Московского военного округа. С 1971 на руководящей работе в ВВС. Депутат Верховного Совета СССР 2-5-го созывов. Автор книг: "Служу Родине" (1949), "Верность отчизне" (1967) и др. Награждён орденом Ленина, 7 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Красной Звезды и медалями.
КЛИМОВ Владимир Яковлевич [11(23).7.1892, Москва, - 9.9.1962, там же], советский учёный в области авиационного моторостроения, конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР (1953; чл.-корреспондент 1943), дважды Герой Социалистического Труда (1940 и 1957), генерал-майор инженерно-технической службы. С 1918, после окончания Московского высшего технического училища (МВТУ), работал начальником отдела авиационных двигателей ВСНХ. В дальнейшем занимал различные руководящие должности в н.-и. институтах и на авиационных заводах, а также преподавал в МВТУ, Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского, Московском авиационном институте. С 1935 главный конструктор авиационных двигателей. Под руководством Климова были созданы мощные двигатели для истребительной и бомбардировочной авиации, которые сыграли большую роль в Великой Отечественной войне 1941-45. В послевоенный период под руководством Климова был разработан ряд воздушно-реактивных двигателей. Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1949). Награждён 5 орденами Ленина, 4 другими орденами, а также медалями.