КОЖЕДУБ Иван Никитович (р.8.6.1920, с. Ображеевка, ныне Шосткинского р-на Сумской обл.), советский лётчик, генерал-полковник авиации (29.4.1970), трижды Герой Советского Союза (4.2.1944, 19.8.1944, 18.8.1945). Член КПСС с 1943. Родился в семье украинского крестьянина. В 1940 окончил химико-технологический техникум. В Советской Армии с февраля 1940. Окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков (1941), после чего - инструктор-пилот Военной авиационной школы пилотов (1941-42). В Великой Отечественной войне 1941-45 участвовал с марта 1943 на Воронежском, Степном, 2-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах, был старшим лётчиком, командиром звена, авиационной эскадрильи и заместителем командира истребительного авиационного полка. Совершил 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв, лично сбил 62 самолёта противника. После войны окончил Военно-воздушную академию (1949) и Военную академию Генштаба (1956). С января 1964 1-й заместитель командующего авиацией Московского военного округа. С 1971 на руководящей работе в ВВС. Депутат Верховного Совета СССР 2-5-го созывов. Автор книг: "Служу Родине" (1949), "Верность отчизне" (1967) и др. Награждён орденом Ленина, 7 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Красной Звезды и медалями.
КЛИМОВ Владимир Яковлевич [11(23).7.1892, Москва, - 9.9.1962, там же], советский учёный в области авиационного моторостроения, конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР (1953; чл.-корреспондент 1943), дважды Герой Социалистического Труда (1940 и 1957), генерал-майор инженерно-технической службы. С 1918, после окончания Московского высшего технического училища (МВТУ), работал начальником отдела авиационных двигателей ВСНХ. В дальнейшем занимал различные руководящие должности в н.-и. институтах и на авиационных заводах, а также преподавал в МВТУ, Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского, Московском авиационном институте. С 1935 главный конструктор авиационных двигателей. Под руководством Климова были созданы мощные двигатели для истребительной и бомбардировочной авиации, которые сыграли большую роль в Великой Отечественной войне 1941-45. В послевоенный период под руководством Климова был разработан ряд воздушно-реактивных двигателей. Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1949). Награждён 5 орденами Ленина, 4 другими орденами, а также медалями.
14 ноября 2002 года исполнилось 85 лет со дня рождения генерал-лейтенанта Керима Алиевича Керимова. Керим Алиевич Керимов - Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской, Ленинской и Государственной премий, генерал-лейтенант в отставке. Почти 25 лет он руководил работой государственной комиссии по программе пилотируемых полетов. К.А.Керимов родился в Баку в семье азербайджанских интеллигентов – его отец был выпускником Петербургского Политехнического Института и работал инженером в Азнефте, а мать – Сурея Керимова (Ахмедова) окончила гимназию в Баку. По окончании Азербайджанского индустриального института, а оно пришлось на начало Великой Отечественной войны, Керимова зачислили в Артиллерийскую академию, которая находилась в эвакуации в Самарканде. Осенью 1943 г он защитил диплом по теме: "Цех по изготовлению минометов" и был направлен на службу в Государственную приемку Главного управления вооружений, где на заводах Московского куста занимался приемом у промышленности гвардейских минометных установок типа "Катюша" и снарядов к ним. За эту работу он был удостоен ордена "Красная Звезда".
ИЛЬЮШИН Сергей Владимирович [р. 18(30).3.1894, д. Дилялево Вологодской губ.], советский авиаконструктор, академик АН СССР (1968), генерал-полковник инженерно-технической службы (1967), дважды Герой Социалистического Труда (1941, 1957). Чл. КПСС с 1918. В 1916 начал работать авиамехаником. С 1918 в Красной Армии, сначала авиамеханик, затем военком, а с 1921 начальник авиаремонтного поезда. В 1926 окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского. В 1931 организовал и возглавил КБ, деятельность которого связал с развитием трёх родов авиации - штурмовой, бомбардировочной и пассажирской. Ильюшиным создано большое количество типов самолётов. На первых боевых самолётах ЦКБ 26 (ЦКБ-30, ЦКБ-ЗОФ) были установлены мировые рекорды высоты с различными грузами, а в 1938-39 совершены беспосадочные перелёты Москва - район Владивостока и Москва - остров Миску (Сев. Америка).
ЗУДОВ ВЯЧЕСЛАВ ДМИТРИЕВИЧ - Летчик-космонавт. Полковник. Родился в 1942 году в городе Бор Горьковской области. Когда Вячеславу было три месяца, отец Дмитрий Васильевич ушел на фронт, а мать Анна Ивановна переехала к родным в село Алферьево близ Шатков. Шестилетним мальчиком Славу увезли в город Электросталь Московской области. В 1959 году Вячеслав окончил среднюю школу и сдал экзамены в Балашовское высшее летное училище. В 1963 году после окончания авиационного училища проходил службу в военно-транспортной авиации и налетал 1200 часов. В этом же году был принят в ряды Коммунистической партии. В 1965 году Вячеслав Зудов был зачислен в отряд космонавтов и прошел полный курс подготовки к космическим полетам. 14 октября 1976 года был осуществлен запуск космического корабля «Союз-23», пилотируемого экипажем в составе командира корабля подполковника Зудова Вячеслава Дмитриевича и бортинженера подполковника-инженера Рождественского Валерия Ильича.
ДОРОНИН Иван Васильевич [22.4(5.5). 1903, с. Каменки, ныне Куйбышевской обл., - 2.2.1951, Москва], советский лётчик, Герой Советского Союза (20.4.1934), полковник (1939). Чл. КПСС с 1934. Родился в крестьянской семье. В 1920 ушёл добровольцем на флот. Учился на курсах техников, затем в Военно-морском училище, откуда перешёл в школу морской авиации в Ленинграде. Окончил Севастопольскую лётную школу (1925), служил морским лётчиком на Черноморском флоте и инструктором школы морской авиации. С 1930 в гражданской авиации на Севере. В апреле 1934 участвовал в спасении экспедиции на "Челюскине". Впоследствии был начальником лётно-испытательных станций на авиационных заводах. С 1947 в отставке по болезни. Награждён орденом Ленина.
ДОБРОВОЛЬСКИЙ Георгий Тимофеевич (1.6.1928, Одесса,-30.6.1971), лётчик-космонавт СССР, подполковник, Герой Советского Союза (30.6.1971, посмертно). Член КПСС с 1954. После окончания Одесской спецшколы ВВС (1946) и Чугуевского военно-авиационного училища лётчиков (1950) служил лётчиком-истребителем. В 1961 без отрыва от лётной работы окончил Краснознамённую военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина. В отряде космонавтов с 1963. В качестве командира входил (совместно с В. Н. Волковым и В. И. Панаевым) в состав экипажа космического корабля "Союз-11", выведенного 6 июня 1971 на орбиту спутника Земли. 7 июня 1971 "Союз-11" стыковался с находившейся на околоземной орбите с 19 апреля 1971 научной станцией "Салют". Совместный полёт космического комплекса орбитальной станции "Салют" и космического корабля "Союз-11" продолжался около 23 суток. После завершения программы полёта 30 июня 1971 при возвращении на Землю Добровольский и другие члены экипажа космического корабля "Союз-11" погибли. Награждён орденом Ленина и медалями. Похоронен в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены.
ГУРЕВИЧ Михаил Иосифович [р. 31.12. 1892 (12.1.1893), дер. Рубанщина, ныне Суджанского р-на Курской обл.], советский авиаконструктор, Герой Социалистического Труда (1957), доктор технических наук (1964). Окончив самолётостроительный ф-т Харьковского технологического ин-та (1925), занимался конструированием и постройкой планеров. С 1929 работал на предприятиях авиационной промышленности. С 1938 по 1957 заместитель главного конструктора, с 1957 по 1964 главный конструктор. В 1940 совместно с Ар. И. Микояном спроектировал и построил высокоскоростной высотный истребитель МиГ-1. После некоторых усовершенствований, позволивших увеличить дальность полёта и усилить вооружение, истребитель под маркой МиГ-3 широко применялся на фронтах Великой Отечественной войны. После войны Гуревич принимал участие в конструировании и строительстве скоростных реактивных самолётов-истребителей. Государственная премия СССР (1941, 1947, 1948, 1949, 1953), Ленинская премия (1962). Награждён 4 орденами Ленина, 3 другими орденами, а также медалями.
ГРОМОВ Михаил Михайлович [р.12(24). 2.1899, Тверь, ныне Калинин], генерал-полковник авиации (1944), Герой Советского Союза (28.9. 1934), заслуженный лётчик СССР, профессор (1937). Чл. КПСС с 1941. Родился в семье врача. Окончил теоретические курсы им. Жуковского при Высшем техническом училище (1917). С 1918 в Советской Армии, окончил школу лётчиков (1918) и участвовал в Гражданской войне на Восточном фронте. После войны был инструктором-лётчиком и лётчиком-испытателем. В 1934 за установление мирового рекорда дальности по замкнутой кривой на расстояние свыше 12 тыс. км удостоен звания Героя Советского Союза. В 1937 вместе с А. Б. Юмашевым и С. А. Данилиным совершил перелёт Москва - Северный полюс - США.
ГРИЦЕВЕЦ Сергей Иванович (6.7.1909 - 16.9.1939), лётчик, дважды Герой Советского Союза (22.2.1939 и 29.8.1939), майор (1938). Член КПСС с 1931. Родился в деревне Боровцы Гродненской губернии в семье крестьянина-белоруса. В Советской Армии с 1931. Окончил Оренбургскую военную школу лётчиков (1932) и школу воздушного боя (1936). Служил в истребительной авиации лётчиком, командиром звена, отряда и инструктором-лётчиком. Участвовал добровольцем в Гражданской войне в Испании в 1936-38 и в боях с японскими интервентами на р. Халхин-Гол (1939). Лично сбил свыше 40 самолётов противника. Награждён орденом Ленина. Погиб при исполнении служебных обязанностей в районе поселка Болбасово Витебской обл. БССР.