советская актриса и театральный деятель, народная артистка УССР (1922). Родилась в семье обедневшего помещика. С юных лет выступала в любительских спектаклях и концертах (обладала красивым меццо-сопрано). В 1882 дебютировала на профессиональной сцене. Работала в крупнейших украинских труппах под рук. М. Л. Кропивницкого, М. П. Старицкого, Н. К. Садовского, П. К. Саксаганского, И. К. Карпенко-Карого и др. В 1907 вместе с Садовским организовала первый украинский театр в Киеве. После Октябрьской революции возглавляла Народный театр в Нежине (1918), участвовала (совм. с Саксаганским) в создании Народного театра в Киеве (1918, ныне Украинский драматический театр им. М. Заньковецкой во Львове). Сценическое творчество Заньковецкой характеризовалось искренностью переживаний, простотой и непосредственностью, огромным мастерством внутреннего и внешнего перевоплощения. Искусство Заньковецкой оказало большое воздействие на развитие украинской драматургии; лучшие пьесы украинских драматургов 80-90-х гг. 19 в. были написаны под её непосредственным влиянием. Среди глубоко реалистических образов, созданных Заньковецкой, особенное признание получили: Наталка, Терпилиха ("Наталка-Полтавка" Котляревского), Галя ("Назар Стодоля" Шевченко), Олена, Зинька ("Пока солнце взойдёт, роса очи выест", "Мироед, или Паук" Кропивницкого), Харитина, София ("Наймичка", "Бесталанная" Карпенко-Карого), Аза ("Цыганка Аза" Старицкого). Заньковецкая была первой украинской актрисой, завоевавшей признание широких демократических кругов всей России. В составе украинских трупп гастролировала в Петербурге, Москве и др. городах. Искусство Заньковецкой высоко ценили Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, П. И. Чайковский, К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко, М. Н. Ермолова, И. Е. Репин и др.
Лит.: М. К. Заньковецька, [Киiв- Харкiв], 1937; Чаговець В., Марiя Заньковецька на шляхах життя i творчостi, Киiв, 1949; Дурилiн С. М., Марiя Заньковецька, Киiв, 1955.