Варламов (Константин Александрович) - комик, родился в 1851 г., сын известного композитора. Впервые Варламов появился на сцене в Кронштадте, в труппе А. М. Читау. На петербургской сцене Варламов дебютировал в 1875 г. Со смертью Виноградова (1877) роли покойного перешли к Варламову и выдвинули его на первый план. Сначала впадая в шарж, Варламов постоянным трудом избавился от этого недостатка, и ныне это один из любимейших артистов александринской сцены. Число сыгранных им ролей превышает 200. Не только в жанровом, но и в классическом репертуаре у Варламова есть превосходные роли, каковы: Клюков ("Много шуму из пустяков"), Скалозуб и Горичев ("Горе от ума"), Земляника и Осип ("Ревизор"), Сганарель ("Дон-Жуан"), Большинцов ("Месяц в деревне") и др. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона ВАРЛАМОВ Константин Александрович [11(23). 5. 1849, Петербург,- 2(15). 8. 1915, там же], русский актёр. Сын композитора А. Е. Варламова. В юности участвовал в любительских спектаклях. В 1867 поступил в театр А. М. Читау-Огарёвой в Кронштадте. Большое влияние на творческое формирование молодого актёра оказали Читау-Огарёва и актриса А. И. Шуберт, ученица М. С. Щепкина. В течение 8 лет работал в провинции, выступал в драмах, комедиях, водевилях, опереттах. С 1875 актёр Александрийского театра. Всеобщее признание получил как актёр водевиля. Его игра была проникнута неиссякаемым оптимизмом, жизнерадостностью. Развивая в своём искусстве традиции Я. Д. Шумского, А. Г. Ожогина, В. И. Живокини и др., Варламов прибегал к импровизации, злободневным шуткам. В его игре смелая буффонада сочеталась с психологически глубокой разработкой характеров, мастерством речевой характеристики образа, тонким лиризмом. Большим успехом пользовался Варламов также в русской сатирической комедии. В числе лучших ролей Варламова: Варравид ("Дело" Сухово-Кобылина), Яичница ("Женитьба" Гоголя), Большов ("Свои люди - сочтёмся" Островского), Юсов ("Доходное место" Островского) и др. В 80-е гг. Варламов тяжело заболел (слоновая болезнь). Не имея возможности свободно передвигаться по сцене, играл преимущественно сидя. До конца жизни оставался любимцем публики. Лит.: Старк Э., Царь русского смеха, П., 1910; Крыжицкий Г., Константин Александрович Варламов, М. - Л., 1946; Кара С., Варламов, [Л., 1969].
|