Учился в горном корпусе и затем служил в департаменте внешней торговли. Домашние спектакли в доме его отца, знакомство с Катениным и кн. Шаховским привлекли его к театру. Кн. Шаховской старался создать из него артиста в традициях господствовавшей тогда напыщенной манеры игры, что и оставило в нём следы на всю жизнь. Более благодетельно для Каратыгина было влияние П. А. Катенина, познакомившего его с греческими и латинскими классиками и с лучшими произведениями французской литературы. Дебюты Каратыгина на петербургской Императорской сцене в 1820 г. в ролях Фингала (траг. Озерова) Эдипа ("Эдип в Афинах", Грузинцева), Танкреда и Пожарского (траг. Крюковского) были весьма удачны. Уже одна величественная фигура Каратыгина и выразительное лицо его производили огромное впечатление на зрителей. Белинский передаёт, что театр дрожал от рукоплесканий, когда Велизария, увенчанного лаврами, везут в триумфальной колеснице, а между тем Каратыгин не говорил при этом ни одного слова. Сначала Каратыгин играл в классической трагедии; затем, с 1828 г., проникает на нашу сцену романтизм, и Каратыгин играет героев новой французской драмы; наконец, он переходит к Шекспиру, играет Гамлета, Лира, Отелло, Кориолана. Роль Карла Моора ("Разбойники" Шиллера) вызвала переворот в артистической деятельности Каратыгина. Замечательно трудолюбивый, он исполнял несколько десятков ролей самого разнообразного и серьёзного репертуара. Дарование Каратыгина не природное, а выработано всесторонним и глубоким изучением предмета; он с одинаковым успехом исполнял совершенно противоположные по характеру роли. Каратыгин уступал знаменитому своему современнику, Мочалову, в глубине чувства, но превосходил его совершенством техники. Лучшими его ролями были Людовик XI и Лейчестер ("Мария Стюарт"). У Вольфа указаны 37 переводных комедий и драм Каратыгина, шедших на императорской сцене, между прочим - несколько драм Дюма, "Лир" и "Кориолан" Шекспира, "Мессинская невеста" Шиллера и др. Некоторые переводы Каратыгина исполняются поныне ("Графиня Клара д'Обервиль"); немногие изданы: "Двое за четверых" (в стих., СПб., 1827); "Женатый философ" (тоже) и др.