Дмитревский (Иван Афанасьевич) - знаменитейший русский актер, родился 28 февраля 1734 года в Ярославле, сын протоиерея Дьяконова-Нарыкова. Учился в ярославской семинарии, затем у пастора, жившего в Ярославле. Будучи земляком Ф. Г. Волкова, Дмитревский сделался участником его представлений, исполняя преимущественно женские роли, и вместе с труппой Волкова прибыл в Петербург. Впервые Дмитревский исполнял в Царском Селе роль Оснельды в трагедии Сумарокова "Хорев", причем сама императрица надевала на Оснельду бриллианты и тут же назвала Дьяконова Дмитревским, по сходству его с польским графом Дмитревским, состоящим тогда кавалером посольства в Санкт-Петербурге. Впоследствии Дмитревский перешел на мужские роли и после смерти Волкова (1763) занял первое место в придворной труппе, а в 1765 г. был послан для усовершенствования за границу. Исполнение им, по возвращении, роли Синава было истинным торжеством артиста. Через год Дмитревский вновь отправился за границу, с целью навербовать французских актеров для петербургского придворного театра. Симпатичная мысль Волкова - устроить театр публичный, для всех классов доступный - долго не имела успеха, и только благодаря энергии Дмитревского был создан "вольный российский театр" (на Царицыном лугу) Карла Книппера. Заведывание вновь учрежденным в Санкт-Петербурге театральным училищем (1779) также было поручено Дмитревскому, обучавшему воспитанников "декламации и действованию". Одно время Дмитревский преподавал географию, историю и словесность в Смольном монастыре. Помимо звания "первого актера", он нес и режиссерские обязанности. В конце 1790-х гг. Дмитревский покинул сцену, на которой в последний раз играл в 1812 г., 30 августа, в патриотической пьесе Висковатого "Всеобщее ополчение". Гром рукоплесканий встретил дряхлого старика, от волнения с трудом говорившего. В конце жизни Дмитревский ослеп и умер в Санкт-Петербурге 27 октября 1821 г. (похоронен на Волковом кладбище). Дмитревский имел репутацию высокообразованного человека. Единственный пример актера-академика, Дмитревский и в литературных кружках пользовался всеобщим уважением. К его советам обращался даже чванный Сумароков, по указаниям его нередко исправлявший свои трагедии. С ним советовались и Княжнин, и Фонвизин (при окончательной отделке "Недоросля"), и И. А. Крылов, явившийся к Дмитревскому с одним из своих юношеских трудов. Многие имена учеников и учениц Дмитревского славятся в истории русской сцены; таковы Крутицкий, Гамбуров, Воробьев, Каратыгина, Сандунова, Семенова, Яковлева и др. Он был поклонником господствовавшего в то время псевдоклассического репертуара. Литературные занятия Дмитревский начались очень рано. Наряду с Сумароковым и Волковым, Дмитревский был одною из главных сил драматической литературы первых лет нашей сцены, для которой поставлял большею частью переводы и переделки с французского, иногда с итальянского языка. Он написал массу трагедий, комедий и комических опер: "Антигона" (музык. драма, с итал. СПб. 1772), "Честный преступник" (ком. с фр.), "Беверлей" (трагедия, с фр., СПб. 1773 и М. 1787), "Армида" (опера, с ит., СПб. 1774), "Раздумчивый" (ком., с фр., СПб. 1778), "Дианино дерево" (опера, с ит., СПб. 1792), "Редкая вещь" (опера, с итал.) и мн. др., не сохранившихся до нашего времени. Перевел поэму Томсона "Четыре времени года" (М. 1798 и 1803); издал "Похвальное слово А. П. Сумарокову" (СПб. 1807), печатал в "Трудолюбивой Пчеле" Сумарокова стихи и участвовал в переводе Анахарсиса, изданного академиею (1804 - 09). Около 20 лет Дмитревский, по поручению российской академии, трудился над "Историей русского театра", но рукопись его сгорела во время пожара в академии. Дмитревский возобновил свой труд, но он остался не напечатанным. Актер Иван Носов, при составлении своей "Хроники русского театра" (М. 1883), пользовался оригиналом "Историй русского театра" Дмитревского, хотя не указывает, где его видел. Кони в своей статье: "Русский театр, его судьбы и историки" ("Русская Сцена", 1864) сообщил несколько фактов, почерпнутых им из разных записочек и клочков, писанных рукою Дмитревского и найденных им в бумагах актера Яковлева, друга Дмитревского. Академиком М. И. Сухомлиновым (см. Его "Исследования и статьи по русской литературе и просвещению", т. II, СП б. 1889) доказано, что немецкое "Известие о некоторых русских писателях 1768 г. (напеч. в "Материалах для истории русской литературы" П. А. Ефремова, СП б. 1867) вышло из-под пера Дмитревского.