ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович [19(31).3. 1872, Новгородская губ.,- 19.8.1929, Венеция], русский театральный деятель. В 1896 окончил юридический ф-т Петербургского ун-та (одновременно учился в Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова).
В конце 1890-х гг. был одним из создателей объединения "Мир искусства" и редактором (совм. с А. Н. Бенуа) одноименного журнала (1898/99-1904). Организатор художественных выставок ("Историко-художественная выставка русских портретов" в Петербурге, 1905; выставка русского искусства в Осеннем салоне в Париже, 1906; и др.), способствовавших пропаганде русского изобразительного искусства.
В своих художественно-критических статьях конца 1890-х гг. Дягилев выступал против академической рутины, утверждал самоценность эстетического начала в искусстве, с полемической односторонностью отказывая искусству в праве на тенденциозность, отстаивая идею его независимости от действительности.
Энергичный антрепренёр, Дягилев с 1907 организовывал ежегодные выступления русских артистов - так называемые Русские сезоны за границей: в 1907 - симфонические концерты, носившие название "Исторические русские концерты", в которых выступали Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Ф. И. Шаляпин и др.; в 1908 - сезоны русской оперы; в 1909 - первые оперно-балетные выступления (балетные сезоны длились до 1913).
Для гастролей балета Дягилев пригласил М. М. Фокина, А. П. Павлову, В. Ф. Нижинского, Т. П. Карсавину, Е. В. Гельцер и других прославленных танцовщиков. С этой труппой Дягилев выезжал в Лондон, Рим, в города Америки. Выступления явились триумфом русского балетного искусства и способствовали развитию (иногда возрождению) балетных театров в странах, не имевших ранее своего балета или утративших традиции (США, Лат. Америка и др.).
Новаторское по характеру оформление балетных и оперных спектаклей, выполненное А. Н. Бенуа, Л. С. Бакстом, А. Я. Головиным, Н. К. Рерихом, Н. С. Гончаровой и другими художниками, относится к наиболее выдающимся образцам мирового театрально-декорационного искусства, оказавшим значительное влияние на его развитие в 1-й четверти 20 в. В 1911 Дягилев организовал балетную труппу Русский балет С. П. Дягилева, которая в 1913 начала выступления (существовала до 1929).
С годами художественная значимость труппы снижалась, усиливалось влияние модернизма, утрачивалась преемственность традиций русского балета.
Соч.: Сложные вопросы, "Мир искусства", 1899, № 1 - 2, № 3 - 4 (в соавторстве с Д. В. философовым); Русская живопись в XVIII в., т. 1 - Д. Г. Левицкий, СПБ, 1902.
Лит.: Стасов В. В., Выставки.-Нищие духом, Избр. соч., т. 3, М., 1952, с. 215-228, 232 - 243; Луначарский А. В., В мире музыки, М., 1958; Грабарь И., Моя жизнь, М.- Л., 1937; Фокин М. М., Против течения, Л.- М., 1962; Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников, т. 1 - 2, Л., 1971; Grigoriev S., The Diaghilew ballet 1909-1929, Harmondsworth, 1960; H a s-kell A. L., Nouvel W., Diaghilheff. His artistic and private lit'e, L., 1935; то же, L., 1955.